Колёсные редукторы

Рубрика: Ремонт и уход за авто
Понедельник, 16 ноября 2009 г.
Просмотров: 39204
Подписаться на комментарии по RSS

В статье описаны основные типы колесных редукторов автомобилей повышенной проходимости

Обычно главная передача в мостах внедорожников образуется двумя шестернями: ведущей (малого диаметра) и ведомой (большого). В зависимости от типа зубчатых колёс и зацепления главная передача бывает цилиндрической, конической и гипоидной. Цилиндрические устанавливают на «паркетниках» с поперечным расположением двигате-ля в общем картере с коробкой передач, дифференциалом и сцеплением. На полноценных внедорожниках чаще применяют конические передачи. Но чем больше передаточное число главной передачи, а значит и крутящий момент, который она может передать колёсам, тем больше у неё и диаметр ведомой шестерни. Последнее автоматически приводит не только к увеличению габаритов узла, но и к снижению дорожного просвета, что крайне нежелательно для обеспечения высокой проходимости.


Для того чтобы просвет не сокращался, а крутящий момент был как можно выше, одно зубчатое зацепление в главной передаче заменяют двумя, сознательно идя на некоторое снижение КПД трансмиссии. В этом случае передаточное число главной передачи состоит из произведения передаточных чисел двух зубчатых передач. Одна из них, заметно уменьшившая габариты, находится там же, где и всегда, рядом с короб-кой дифференциала. Другая же (колёсный редуктор) перенеслась на концы жёстких балок мостов. Колёсные редукторы монтируются внутри колёсного диска и своей ведомой частью непосредственно соединяются со ступицей. По расположению валов различают несоосные редукторы с цилиндрическими шестернями наружного или внутреннего зацепления, соосные редукторы с неподвижным корпусом, соосные планетарные редукторы и редукторы комбинированной конструкции. Несоосные редукторы позволяют повысить дорожный просвет не только за счёт уменьшения размеров главной передачи, но и дополнительного поднятия её самой над дорогой. Отрицательная сторона наружного зацепления заключается в том, что при независимой подвеске расположение колёсного редуктора вызывает некоторые затруднения в размещении шарниров и рычагов подвески. Нельзя не отметить и увеличение массы. Причём как всей трансмиссии, так и, что особенно важно, неподрессо-ренных её частей. Однако, при взгляде на схему понятно, что именно наружное зацепление обеспечивает наибольшее увеличение дорожного просвета с помощью редукторов. Примером подобной конструкции может служить колёсный редуктор вездеходов ЛуАЗ. На хорошо известном УАЗ-469 применён цилиндрический редуктор с внутренним зацеплением, который обеспечивает большее передаточное число, но относительно малое увеличение дорожного просвета. Редукторы с наружным зацеплением могут быть вальными и осевыми. У осевых ведомая шестер-ня опирается на жёстко соединённую с корпусом консольную ось, а сту-пица колеса соединена с шестерней. У вальных редукторов ведомая шестерня расположена на валу, вращающемся в установленных в корпу-се подшипниках. Ступица соединена с валом. Осевые редукторы позво-ляют легко регулировать механизм тормоза в процессе эксплуатации, он доступен для осмотра и хорошо охлаждается. Но у механизмов этого типа возникают большие напряжения в консольной оси, что нередко приводит к его деформации. Отсюда и нарушение зацепления шестерён, и выход из строя уплотнения фланца ведомой шестерни. Отсутствие консоли, воспринимающей вертикальные нагрузки является главным преимуществом вальных редукторов; недостатком же считается отсут-ствие доступа к тормозному механизму.

Если передаточное число редукторов наружного зацепления составляет от 2,5 до 4, то редукторы с планетарной передачей дают возможность довести это значение до 6, с одновременным повышением прочности и надёжности конструкции.

В заключение можно добавить, что колёсные редукторы устанавли-вают на очень немногие внедорожники, так как их специфика подра-зумевает преимущественную эксплуатацию на бездорожье. Редукторы не любят слишком высоких скоростей, к тому же усложняют и удорожают конструкцию, поэтому их применение должно быть оправданны

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us