Отечественные электромобили ВАЗ

Рубрика: Двигатели и топливо
Вторник, 27 октября 2009 г.
Просмотров: 18400
Подписаться на комментарии по RSS

об экспериментальных разработках российских электромобилей «ВАЗ».

Электромобиль - транспортное средство, приводимое в движение от электродвигателя. Как ни странно, электромобиль появился раньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в начале 80-х годов девятнадцатого века. На то время энергоемкость батарей свинцовых аккумуляторов составляла всего 20 ватт-часов на килограмм. Для питания двигателя мощностью в 20 киловатт в течение часа нужен был аккумулятор массой в 1 тонну. В связи с этим практическое использование электромобиля оказалось малопригодным.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания и стремительное совершенствование на этой базе автомобилей позволило нам надолго забыть об электромобилях до возникновения серьёзных экологических проблем. Выброс большого количества токсических веществ, содержащихся в отработанных газах привели, с одной стороны, к развитию парникового эффекта и необратимым изменениям климата, с другой - к снижению иммунитета многих людей из-за нарушения основ генетической наследственности. Дальнейшее увеличения количества транспорта, находящегося в эксплуатации, с каждым годом усугубляют эти проблемы.


Решение данных проблем состоит в снижении уровня токсичности отработавших газов, особенно окиси и двуокиси углерода. После проведённых исследований, учёные наметили несколько направлений решения перечисленных задач, одной из которых является производство электромобилей. Это, первая технология, официально получившая статус нулевого выброса.

Концерн General Motors (США) одним из первых приступил к продаже серийных электромобилей массового производства. В России разработкой электромобилей, кроме конструкторских фирм, занимался в основном ВАЗ. Здесь были созданы опытные образцы: «ВАЗ-2109Э», «ВАЗ-2131Э», «Эльф», «Рапан», семейство электромобилей «Гольф».

Эксплуатационные расходы в электромобиле намного меньше, чем в стандартном автомобиле, так как отпадают затраты на поддержание систем охлаждения, питания, выхлопа. Долговечность электродвигателя составляет около десяти тысяч часов, его обслуживание сведено к минимуму. В двигателе постоянного тока нужно только периодически менять щетки, а вот современные трехфазные электродвигатели переменного тока практически не нуждаются в обслуживании.

В качестве силового агрегата на Волжском автозаводе применяли двигатели постоянного тока. Двигатели мощностью 25 кВт с крутящим моментом 110 Нм устанавливали на легкие электромобили такие, как «Гольф», «Ока электро», «Эльф», а более мощные на 40 кВт с крутящим моментом 190 Нм - на машины семейств ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, «Ниву».

В качестве источников питания в первых моделях устанавливались никель-цинковые батареи с не очень высоким ресурсом, затем перешли на никель-кадмиевые источники производства санкт-петербургских аккумуляторных заводов «Ригель» и «Источник». Эти батареи энергоёмки, выдерживают температуру -40°С, но самые дорогие по цене. Для снижения стоимости автомобиля были применены свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Батареи располагались под сиденьями водителя и пассажира, допускали разряд в 80-85% и обеспечивали пробег без подзарядки до 100 км при движении по городу. Благодаря применению тяговых электродвигателей, применялся обыкновенный одноступенчатый редуктор. Управление электроприводом осуществлялось через педаль акселератора и педаль тормоза, педаль сцепления отсутствовала. Информацию об остаточной емкости батареи и о запасе хода давали вольтметры, встроенные в приборную панель. При сборке электромобилей были использованы в основном стандартные детали. Электромобиль тяжелее стандартного автомобиля на 160-170 килограммов.

Управление автомобилем было очень простым. Для трогания с места достаточно вставить ключ в замок, повернуть и нажать на педаль акселератора. Благодаря рекуперации при спуске и торможении часть электроэнергии до 10% возвращалась в аккумулятор.

Для зарядки аккумуляторных батарей пользуются либо бортовым зарядным устройством, подключенным к бытовой электросети (зарядка - девять часов), либо зарядным устройством ускоренного типа, что позволяет производить зарядку от 30 минут до одного часа.

И всё-таки, несмотря на нулевую эмиссию, бесшумность, простоту управления электромобиль до сих пор не стал массовым средством передвижения и реальной альтернативой автомобилю. Главная проблема заключается в несовершенстве аккумуляторных батарей, что приводит к незначительному пробегу от одной зарядки, длительному циклу перезарядки и высокой цене. На данном этапе развития делается ставка на никель-металлогидридные и литий-ионовые аккумуляторные батареи. К сожалению, на данный момент серьёзные разработки электротранспорта на «ВАЗ» приостановлены.

Автор: AlexNikolaev 3

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 1
  1. 2010-09-27 в 12:25:15 | Аноним

    хотелось бы взять на 3 года опробоват как он ездить, скоро точно все пересядем на него.

    айдар, г. Чистополь, Республика Татарстан